А. А. Расторгуев
В гостях у Эн
Матерый человечище
Некий Эн очень любил ходить в
походы. Бывало, вернется из похода,
посмотрит на себя в зеркало — и не
узнает. Что за глыба? думает. Что за
матерый человечище? Ну, кого можно
поставить в Европе рядом с этим
мужиком? Некого!
Палитра
Эн в душе был художник. Иногда он
рисовал в своем воображении
потрясающие полотна. По генам его
талант перешел к детям. Разбирая
художества своих сыновей, Эн с
гордостью замечал:
— Моя палитра!
И незаметно откладывал в сторону
родительский ремень.
Любимая
жена
У Эн была любимая жена. Он любил с
ней петь Визбора. Ему нравилось, как
она поет: "Ты мое желание, утро
мое ты раннее...". И он тихонько
подпевал: "Я твое желание, утро
твое я раннее..."
Петухи
Эн вставал с петухами. И петухи
эти были жареные.
Ноты
Эн умел играть на гитаре и знал
ноты. Но ноты не знали его. И поэтому
Эн, будучи деликатным человеком,
играл без нот, одними аккордами.
Друзья
У Эн было много друзей. Бывало,
выйдет в майке во двор и спросит у
первого встречного:
— Будь другом, дай закурить.
И еще одним другом у него
становится больше.
Физика
Эн очень
любил Физику. И Физика его любила.
Она наполняла его бесценным даром
— Энергией. Энергия бурлила в Эн и
переходила из одной формы в другую.
Когда Эн ложился спать, она
становилась потенциальной. Утром,
когда он, как бурный поток, бежал на
работу, она превращалась в
кинетическую. Но капэдэ на работе
был низкий, поэтому вся работа
уходила в тепло. Эн знал, что тепло
не вернуть, и щедро дарил его людям.
И все отмечали, что у Эн даже в самые
трескучие морозы дома тепло.
Когда
у Эн все дома
Однажды у Эн все были дома. Через
пять минут Эн схватился за голову.
— Я сейчас сойду с ума! — вскричал
он. И потом признавался, что лучше
чувствует себя, когда у него не все
дома.
Эн и
женщины
Эн очень любил женщин. Ho не
умел...
Сдача
Эн часто забывал сдачу.
Зайдет в магазин, купит чего-нибудь,
а потом бежит назад — тресь кулаком
по столу:
— Дайте мне сдачи!
И ему всегда давали.
Есть!
Помимо своих детей, у Эн было
много детей от других родителей. Он
их называл амбалами. Амбалы
приходили к нему домой и ели. Эн
терпел-терпел, да как не вытерпит:
— Отставить!
А они, как по команде:
— Есть!
Куриное
яйцо
Как-то Эн достал из холодильника
куриное яйцо, тщательно прокипятил
его и крутанул на столе. Яйцо бешено
завращалось.
— Вареное, — похвалился Эн, счистил
скорлупку и съел.
— Круто! — облизнулись амбалы.
Музыка
Соседи знали, что Эн очень любит
музыку. Однажды к нему пришли
соседи с третьего этажа и попросили
помочь им перенести пианино.
— Увы, — ответил Эн. — Я
действительно люблю музыку, но не
переношу пианино.
Автора!
Еще в утробе матери Эн любил
слушать, как поют, собравшись, его
родственники, и незаметно
пристрастился к самодеятельной
песне, иногда тихонько им подпевая.
Когда Эн появился на свет, врачи
были поражены: младенец кричал ...
"Автора! Автора!".
Осторожно,
двери закрываются
А вот реальная история. Эн часто
звонили по телефону: "Это Большая
Волга? Когда отходит
электричка?". Однажды спросили:
— Это электричка?
Трубку взяла старшая дочь.
— Да, — сказала она. — Осторожно,
двери закрываются. Следующая
остановка — платформа Карманово!
Кто такой
Эн
— Пап, а кто такой Эн? — спросила
младшая дочь Эн.
— Ну, понимаешь, — начал издалека
Эн. — Вот вы в школе родную
литературу проходите?
— Проходим, конечно!
— Ну, вот, а когда мы проходили,
учительница нам объясняла так:
лирический герой — это сам поэт и
нечто большее. Ну, поняла теперь?
— Ну, поняла, — доверчиво кивнула
дочь. — Хотя вообще-то не очень. Пап,
а ты поэт?
— Ну, понимаешь, — начал издалека
Эн. — Про себя я этого сказать не
могу. Это было бы нескромно. Но мне
кажется, что каждый человек уже
немного поэт. Ну, поняла теперь? —
задушевно заключил Эн.
— Поняла, — кивнула дочь. — Хотя
все равно непонятно. Когда ты
говоришь, все понятно, когда
перестаешь говорить ничего не
понятно!
— Что тут непонятного? — с досадой
сказал Эн. — Эн — это сам Эн и нечто
большее!
Небылицы
— Приходит ко мне домой, как
лазутчик, а потом сочиняет про меня
всякие небылицы! — сердится иной
раз Эн.
А сам так привык к анекдотам про
себя, что когда они кончились, стал
сочинять сам.
Однажды утром собрал Эн своих
детей, построил в шеренгу и пошел с
осмотром, как Черчилль, внимательно
вглядываясь в лица:
— Так, это мой... Это мой...
Дошел до самого маленького,
лохматенького, в двух трусах и
одной майке — и оторопел.
— А это кто? Саньк, ты, что ли?
— Я, конечно! — крикнул маленький.
Король
шпионов
Приснилось Эн, что он Сидней
Рейли, король шпионов. Стрельба по
кустам, ухаживание за красивыми
женщинами — все это так пришлось
ему по вкусу, что он не заметил, как
его схватили и стали пытать:
— На кого ты работаешь?
— А я вообще не работаю!
Это так поразило контрразведчиков,
что его сразу отпустили. Проснулся
Эн у себя в постели и думает: хорошо,
что я не работаю, а то бы сейчас
здесь не лежал.
Говорящая
селедка
Однажды Эн попросили выступить в
школе. А галстука у него не было.
Любимая жена Эн нашла в кладовке
старомодный капроновый галстук.
— "Селедка"! — обрадовался Эн
(так эти галстуки в шестидесятые
годы называли.)
Пришел в школу, стал выступать —
все слова забыл! А селедка ему и
говорит человеческим голосом:
— Отпусти меня, любое твое желание
исполню.
Пообещал Эн, селедка ему все
подсказала, и заканчивал Эн под
бурные аплодисменты. На следующий
день вспомнил про обещание, хотел
селедку отпустить, а она с ним
больше не разговаривает. Так и не
понял, правда это была говорящая
селедка, или заколдованная
красавица.
Голубые города
Однажды Эн
ехал из Москвы в голубом вагоне
домой. А к нему подсел голубой
человек. И до самой Дубны угощал его
разными нестандартными историями.
Эн ржал всю дорогу, не догадываясь,
что за ним ухаживают. А когда
приехали, догадался. Голубой
человек так и сказал: “Приехали”. С тех
пор Эн перестал ездить в голубых
вагонах и разлюбил хорошую песню
“Голубые города”.
Эн много раз
предлагали съездить в Америку, но
тот каждый раз отказывался. Я ему
посоветовал:
— Езжай. Людей посмотришь, себя
покажешь.
— Да, — сказал он, — а через год
придёт сообщение Ассошиэйтед
Пресс: “В Америке родился новый
этнос”...
Раз, вернувшись домой, Эн застал картину: телевизор стоит лицом к стене, задняя панель снята, по полу разбросаны разные детали, а из телевизора выпирает стриженый затылок бывшего воспитанника Юса, главного Шпунтика всех туристических сборов.
— Юс, а теперь скажи: зачем ты телевизор разобрал? — спросил Эн.
— Какой телевизор? — прикинулся Юс.
— Такой. Из которого ты вылез.
— У вас не работало, — пробаритонил Юс.
— Что у меня не работало?
— Изображение у вас не работало.
Эн, сдержанно:
— А теперь работает?
— И теперь не работает.
— Зачем же ты тогда полез?
— Хотел починить.
— Починил?
— Пока нет.
— Юс, это ведь электроника. Это тебе не канализацию чинить.
— А вы электронику знаете? — подкузьмил Юс.
— Здрасьте! Я электроники не знаю! Что же я тогда знаю.
— Не знаю.
Эн проглотил каламбур и жестом отстранил Юса от электроники.
— Звук есть? — кратко спросил он.
— Был, — глухо ответил Юс. — Теперь нет.
— Ну, понятно, — саркастически усмехнулся Эн.
— Он ещё до меня пропал, — возразил Юс. — Я только регулировку потрогал.
— А тебе не надо было трогать регулировку, Юс. Ты что у нас, главный регулировщик, что ли?
— Я вам никогда больше ничего чинить не буду, — обиделся Юс.
— А мне не надо ничего чинить. Ты себе дома чини.
— Вы просить будете, а я всё равно не починю. Вы тогда пожалеете, что со мной так обошлись.
— Может, и пожалею, а ты регулировку не трогай.
— Да не трогаю я вашу регулировку, что вы ко мне пристали!
— Вот и не трогай.
— У вас и регулировки-то нет.
— Как нет? — вынул голову Эн.
— Так нет. Её и до меня не было. Громкость была, а регулировки не было.
— А теперь и громкости нет! — рассердился Эн. — Ни регулировки, ни громкости!
— Что вы шумите? Да я вам завтра море регулировок принесу! У меня их дома — завались! Что я вам, регулировки не принесу, что ли?
— Мне твоих регулировок, Юс, не надо, понял? Ни моря, ни лужицы. Ты мне мою верни, понял?
— Понял.
— Что ещё пропало?
— Напряжение.
— Какое напряжение?
— Такое, — с хитрецой ответил Юс. — Которое вы в институте проходили. Не помните? И на эр.
— Ты кончай финтить... В сети, что ли?
— В сети, конечно. Вот, видите? — Юс сунул вилку в розетку. — Напряжение дали, и всё работает. А вы говорили, я чинить не умею! Да вам учиться у меня надо! Вы ещё просить будете, научите, а я вас не научу!
— Чёрт, — бормочет Эн, — не могу найти очки...
— Да вот они, — показывает Оля.
На столе лежат три пары одинаковых очков. На каждой паре по одной дужке.
— Мне с дужками нужно... Что же делать... Кто-нибудь видел мои очки?
— А вон они, — говорит Илья, показывая на стол.
Эн зырк на него: иронизирует, или нет?
— Посмотри в развале, — советую я.
Эн роется в вещевом развале. Лезет на антресоли. Нету. Слезает с антресолей и упирается взглядом в Пашку, который сидит на диване, картинно положив ногу на ногу, как французский журналист, берущий интервью у генерального секретаря коммунистической партии Советского Союза.
— Сын, я тебя прошу: не надо здесь сидеть!
Сын продолжает сидеть, молча созерцая поиски очков. Он ждёт, когда отец уйдёт и можно будет включить телевизор.
— Мне что, сломать телевизор?! — постепенно накаляется Эн. Мне хочется ему подсказать, что ломать не надо, телевизор ещё почти новый, достаточно вынуть предохранитель, но подсказывать нельзя.
— Ты посмотри на дядю Сашу!.. — страстно восклицает Эн. — Тебе не стыдно перед ним? Он в твоём возрасте вообще не смотрел телевизор!
— Тогда телевизоров не было, — оскорблёно отвечает сын.
— Были, — смущённо уточняю я. — Но днём показывали всякую ерунду, а вечером смотреть не давали.
— Вот видишь! — торжествует Эн. — Ты читал сегодня художественную литературу? Пойди, почитай что-нибудь! Ты несколько дней не раскрывал книгу! — продолжает он с заметным надрывом. — Книга даёт в тысячу раз больше, чем телевизор!!
— Пойди, почитай "Колобка", — цинично советует Илья.
Эн, тоскливо:
— Чёрт, где очки...
— А вон какие-то лежат, — говорит старшая дочь и показывает на ту же кучу на столе. Эн, больше от отчаяния, чем от надежды на результат, подходит к горе очков, выбирает поновее и с силой насаживает на нос. Несколько секунд они держатся горизонтально, потом разворачиваются и встают под углом 30 градусов. Эн подходит к зеркалу, видит себя и расстраивается:
— Нет, так работать невозможно...
Я опускаю взгляд на одежду, сваленную на скамейке, и вижу очки... с двумя дужками!
— Да вот они, — говорю.
— Что же ты раньше не сказал! — восклицает Эн.
— А я не видел...
— Ты кем работаешь? — спрашивает Эн.
— Репетитором, — говорю.
— Ученики есть?
— Есть, но мало.
— Приходи ко мне, — говорит. — У меня детей — до черта!
— Я зна-аю! — говорю. — А тебе как позвонить?
— А очень просто: подходишь к двери и звонишь!
Прихожу. Звоню. Слышно, как за дверью Эн по телефону с кем-то разговаривает,
а может быть, и просто так, без телефона, потому что очень громко.
Снова звоню. Дверь открывается, на пороге Эн, трубка к уху приставлена.
— А хочешь, — говорит, — покажу, как ток по проводнику движется, если он переменный?
По коридору дети мчатся. Человек сто. Подбежали — нет, только пять. Видимо, быстро бежали. Эффект Доплера.
— Мои, — расплылся в улыбке Эн.
— Наши, — поправила, выходя из комнаты, его жена.
С логикой у нее лучше поставлено, удивился я. Обычно наоборот бывает.
— Репетитора вызывали? — говорю.
— Кто репетитора вызывал? — спрашивает Эн.
— Я не вызывали, — отвечает жена Эн.
— Я не вызывала, — отвечает старшая дочь.
— Я не вызывал, — отвечает старший сын.
И так дальше, по ранжиру. Ну, елки-палки, думаю! Все смотрят на самого маленького.
— Я вызывал! — отважно говорит он.
— По какому предмету? — спрашиваю.
— По физкультуре, — улыбается маленький.
Отец подмигивает: моя школа!
— А серьезно? — спрашиваю.
— Займись Ильей, — предлагает жена Эн.
— А я тебе буду деньги отстегивать, — солидно добавил Эн.
И стали мы геометрией с Ильей заниматься. Два раза Илья хорошо позанимался, а на третий затосковал.
— Как откладываются отрезки? — спрашиваю.
— Как откладываются отрезки?
— Да, как откладываются отрезки.
— А, как откладываются отрезки!
За стеной слышно, как Эн испытывает рацию:
— Сокол, Сокол, я Беркут, прием.
— Ты слышал, что я тебя спросил?
— А? Что вы меня что?
— Что я тебя спрашиваю.
— Что вы меня спрашиваете?
— Да, что я тебя спрашиваю.
Илья, всплывая:
— Вы меня спрашиваете, как откладываются отрезки.
— Да, как откладываются отрезки?
— Как откладываются отрезки?
— Да, как откладываются отрезки.
Илья снова впадает в глубокую задумчивость. За стеной слышно, как Эн отвечает себе:
— Беркут, Беркут, я Сокол, слышу вас хорошо.
— Ты знаешь, или нет? — прямо спрашиваю я.
Илья смотрит на меня честными глазами:
— Нет.
— Отрезки откладываются так...
Не знаю, понял ли Илья, как откладываются отрезки, зато теперь я точно знаю, как мыслит Эн.
Не наклоняйтесь через велосипед
Сидим однажды, думаем. Вдруг Эн — хлоп себя по лбу!
— Придумал? — спрашиваю.
— Это меня комар укусил,— говорит Эн. — Зайдём к Зведжинскому?
Дошли до Зведжинского, Эн опять — хлоп себя по лбу! — и стал рыться по карманам. И тут что-то белое, как раненая чайка, упало к его ногам. Эн, не оставляя поиски:
— Подними, пожалуйста.
(Когда в нём просыпается женское начало, он требует к себе бесконечное множество знаков внимания.) Я наклонился, и у меня в руке оказался смятый носовой платок, источающий тонкий запах дезодоранта. «Дикая вода», определил я. Но откуда у него платок? Человек пролетарской культуры, он не признавал ни платков, ни галстуков.
— Ой, спасибо, — жеманно поблагодарил Эн, принимая платок, словно не ожидал. — Ой, ключи!..
Наконец, искомый предмет найден, — я так и не разобрал, что это было, — Эн примкнул велосипед к решётке, мы поднялись к Зведжинскому, и тут я, как на духу, выдал эту сцену в лицах.
Зведжинский улыбнулся, а Эн покраснел:
— Не было этого, он врёт, мне просто было трудно наклоняться через велосипед.
Зведжинский расхохотался:
— Чудак-человек, кто же через велосипед наклоняется!
За окнами бушевал капитализм. Эн с несчастным видом ходил по квартире, чувствуя молчаливое презрение всех домашних, вплоть до домашних тапочек. После того, как жена съездила в Москву и привезла полтора полных его оклада, Эн стал обращаться к супруге на "вы". И, снимая гитару со стены, пел теперь так: "Вы мое желание... Утро мое вы раннее...".
— Я чувствую, так долго продолжаться не может, — сказал он, наконец. — Будет революция.
— Сергей за год стал состоятельным человеком, — намекнула жена.
— Сергей Скоробогатый, — возразил Эн. — А я так не хочу.
— А как ты хочешь? И любимую работу, и хороший оклад? поддела жена.
Эн рассердился.
— Будет революция, — угрюмо сказал он. — У него все отнимут.
— Обед за счет фирмы, — подмигнула жена. — Бесплатно.
Слово "бесплатно" произвело на Эн волшебное действие.
— Правда? — заулыбался Эн.
Утром, собравшись уже, Эн вдруг замер на пороге.
— Ну, что еще, голубок? — насторожилась жена.
— Надо посидеть на дорожку, — вспомнил Эн. — По старинному русскому обычаю.
— В электричке посидишь, — ласково сказала жена. — Может, тебе еще и на посошок поднести?
— Ладно, — сказал Эн, главный космонавт города, поскольку жил на площади Космонавтов. — Пять, четыре, три, два, один...
— Пошел, — ласково напутствовала жена, закрывая дверь.
На первой же остановке Эн сошел и благополучно достиг домашнего очага.
— Тут шабашка подворачивается, — доверительно сообщил он жене. — На полтора миллиона. Надо сделать дверь в библиотеку. Вы мне не верите?
— Ну-ну, — сказала жена.
PostScripum
Так и бегает Эн каждую весну в
сторону Кимр, постепенно обрастая
анекдотами. А куда еще побежишь?
Дубна — город маленький.