Дубненские студенты

 

Когда-то Дубна была городом молодых, и сам город был молод. Начал стареть он с Международного института, вместе с которым появился на свет. Приток молодёжи иссяк. Институт захлопнул перед ней свои двери. А когда двери снова открылись, желающих войти оказалось немного — зарплаты в Институте больше напоминают студенческие стипендии. Но кто-то из молодёжи в Дубне всё-таки остаётся, например, студенты местного университета, а значит, остаётся предмет разговора.

Когда в Дубне не было Университета, а теперь в это уже трудно поверить, дубненские отпрыски, окончив школу, ехали поступать в Москву. Те, кто не поступил, возвращались в родной город и заселяли дубненский филиал МИРЭА. В нём тогда было два отделения: заочное и, специально для дубненцев, вечернее. Учились в МИРЭА основательно и подолгу, лет этак по десять, иногда на двух-трёх курсах одновременно.

И вот в городе появился Университет. Новорождённый вышел не в мать, не в отца, а в заезжего молодца, но за всеобщим ликованием на это мало кто обратил внимание.

Поначалу это была одна большая семья. И большая халява. Сто студентов и почти столько же преподавателей. Все друг друга знали, каждый третий был троечник, каждый десятый — молодой человек. Высшее образование для дубненской молодёжи — почти такая же почётная обязанность, как служба в армии. Но и саму службу в армии никто не отменял. Поэтому молодые люди не торопились поступать в Дубненский университет, предпочитая ему московские вузы с военной кафедрой. А потом Университет начал стремительно разрастаться. Он как будто торопился, словно догоняя время, навёрстывая упущенное: последовательно и параллельно обрастая кафедрами, студентами, корпусами, фольклором. После некоторого замешательства в Университет хлынула местная молодёжь. Халява исчезла. Молодые люди поверили обещаниям ректората открыть военную кафедру и восстановили равенство мальчиков и девочек в Университете.

Вы бывали в Дубненском университете? В большую перемену, а это центральное событие в повседневной студенческой жизни, все собираются в кафе или в вестибюле на первом этаже. Это форум. Идёт интенсивный обмен бурными эмоциями и горячими новостями. Кого здесь только ни встретишь! О ком только ни услышишь… Редкий преподаватель минует в этих словесных эскападах меткого (и не всегда комплиментарного) замечания в свой адрес.

Первокурсника в этой толпе узнаешь сразу. Проходят месяцы, а иногда и больше, прежде чем из вчерашнего абитуриента вылупится истинный студент со всеми его атрибутами. Первокурсник, он же первокур, — существо наивное, неоперившееся, восторженное, самонадеянное и пугливое одновременно, ещё более неопределённое, чем абитуриент. Материал, которого ещё не коснулась рука мастера. При виде этого пушистого существа старшекурсники улыбаются той снисходительной доброй улыбкой, с какой дедушки наблюдают за первыми шагами своих самостоятельных внуков.

Студентами не рождаются. Даже в Дубне. Первокурсник ещё мало что знает, но быстро исправляет этот недостаток. Попадая в новую для себя среду, он чувствует: что-то не так. И с первым «не так» сталкивается уже 1 сентября: оказывается, 1 сентября НАДО УЧИТЬСЯ! Вот так сразу по голове гранитом науки! Первые дни и недели он проводит в познании нового мира: он путается в корпусах, аудиториях, преподавателях, расписаниях и маршрутах автобусов, находит кратчайшие пути из пункта А в пункт Б, ставит личные рекорды в беге на короткие дистанции (и тут же бьёт их) — короче, вживается в настоящую студенческую жизнь. Он выясняет, где можно поесть, а где нельзя, где это можно сделать со вкусом, а где просто так. Он с удивлением узнаёт, что в первом корпусе первокурсников не раздевают… С чего начинается дедовщина в Дубненском университете? С вешалки!

Какое-то время он познаёт, что такое «2-213». А когда познает, на него свалится новая напасть — в виде какой-нибудь «3-212», а это уже совсем другая песня. Это уже третий корпус, а он уже далеко-далеко, гораздо дальше первого и даже второго. И его ещё нужно найти. Так что до третьего корпуса доходят не все. Нашёл пару раз — и хватит. А есть ещё и четвёртый корпус — какой мастер современности его красил?

Посвящение в студенты проходит в конце сентября, но настоящим студентом первокурсник становится только после первой сессии. Сессия! У какого студента не дрогнет сердца при этом слове! У какого выпускника сладко не защемит! Бесконечные перезванивания с однокурсниками, поиски кратчайших ответов на всевозможные вопросы… Те, кто пограмотнее и порасторопнее, выспрашивают у старших коллег, кому лучше сдавать, кто как реагирует на косметику и форму одежды, у кого можно и возможно списывать, а у кого этого лучше не делать — и тому подобные жизненные реалии нового света. Счастливы те, у кого есть старшие братья и сёстры — от них им достаются в наследство конспекты лекций и всевозможные шпоры.

Вторая сессия уже не отличается бурей и натиском: первокурсник кое-чему научился, он переходит на второй курс, и это начало его медленного, скрытого от постороннего глаза и даже от него самого эволюционного развития в будущего старшекурсника.

Преодолев кризис третьего курса, студент вступает в золотую пору студенчества. Студенческая жизнь превращается в светскую студенческую жизнь. Можно позволить себе время от времени зайти в Универ, чтобы попить кофейку, обменяться сплетнями, заглянуть к кому-нибудь на лекцию и из праздного любопытства послушать, о чём там говорят. Старшекурсники гардеробом уже не пользуются и, как улитка, всё своё таскают с собой из аудитории в аудиторию, или оставляют в студенческом кафе (заодно и место занять). Старшекурсники уже так поднаторели в сдаче экзаменов, что теперь сами раздают советы, и единственная проблема для них — как заставить себя сесть и что-нибудь почитать перед экзаменом.

Конец пятого курса выносит старшекурсника на стремнину дипломной практики. Он остаётся один на один со свободным временем. Экзамены он не сдаёт, а если сдаёт, то одной левой, преподаватели его не трогают, руководитель диплома не докучает, не спрашивает, как продвигаются дела. Есть от чего прийти в замешательство!

…Защищены дипломные работы, дипломы получены, и плоды просвещения, отделившись от воспитавшего их дерева, вступают в самостоятельную жизнь. А на их место уже спешат напористые, вооружённые до зубов знаниями и репетиторами абитуриенты. Но их Университет будет уже другим, потому что таким, каким он был раньше, он останется только в воспоминаниях выпускников.

Университет всё время строится, обновляется, облагораживается. Когда-то не было солнечных часов у озера (какой мастер современности поставил их на теневой стороне?), а теперь они есть. Когда-то и скамеечек перед первым корпусом не было, а теперь они появились. Появились спортивные площадки, вычищен пруд за первым корпусом. Есть свой хор, своя команда КВН, свой театр… своя кафедра физики, наконец. Не учебная, как кафедра физкультуры, а выпускающая. Давно пора! А то парадокс получается: город физиков, а физиков не делает!

Всё течёт, всё изменяется, говорил Гераклит. Вот так и в один и тот же Университет нельзя войти дважды. Но что-то ведь и остаётся. Добрые традиции, старые кафедры, учебные планы, вечные преподаватели, вечные библиотекари, и, конечно же, вечные студенты и вечные обещания ректората открыть военную кафедру. Остаётся и надежда превратить Университет, как это и задумывалось с самого начала, в элитарное учебное заведение. И тут есть на кого равняться: Старший Брат Московский университет, которому в прошлом году исполнилось 250 лет. Так что впереди 200 с гаком лет становления…

 На этом можно было бы и поставить точку, если бы не дубненский филиал МИРЭА, который по-прежнему стоит на улице Вавилова и продолжает делать из абитуриентов студентов, а из студентов дипломированных специалистов. Более того, открыто дневное отделение, и теперь занятия можно проводить при дневном свете, что благотворно сказывается на качестве обучения и сокращении сроков обучения. Появилось в Дубне за последнее время, которое летит, не уставая, ещё два-три высших учебных заведения заочно-вечернего типа. Там тоже есть свои преподаватели и свои студенты, свои проблемы и своя студенческая жизнь — но пусть они об этом как-нибудь расскажут сами.

Агриппина Рябинина,
Леонид Внезапнов


Библиотека История Фольклор Энциклопедия