Сокрушитель арифметики
Это случилось три года назад, когда я, заменяя коллегу, вел информатику в 8-й школе. Ребята работали над обучающими программами по арифметике для младших классов.
— Посмотрите у меня? — спросил Костя Исаев, закончив “Сложение столбиком”.
Я посмотрел, конечно. Программа работала безупречно, но комментарии к ответам разнообразием не отличались: удачные комментировались “круто”, неудачные — “козел”. Я посоветовал Косте разнообразить комментарии и убрать “козла”; он разнообразил, сколько мог, но “козла” не убрал.
Звонок, приходит сильная группа. Смотрят, что простейшие сделали. А тут Костина программа. Налетели на “козла”, заинтересовались:
— Ну-ка, кто тут сидел?..
На следующем занятии Костя загружает свою программу и краснеет: на экране взрыв, буковки прыгают, собираются в строчку, и по экрану бежит следующее: “Я, Великий Чеснок, приветствую тебя, о юный сокрушитель арифметики”. (Чеснок — прозвище Кости.)
“Каждый твой неверный ответ, — продолжает программа, — означает, что я козел...” А дальше, как ни в чем не бывало, предлагает решить 10 примеров.
— Это вы? — спрашивает Костя.
— Ну, что ты, Кость, — говорю. — Я бы так не сумел.
После того, как простейших сменили асы, Костя специально заглянул на перемене в компьютерный кабинет, чтобы проверить, что происходит с его программой, и накрыл злоумышленников с поличным: те, сгрудившись вокруг одного компьютера, редактировали “Сложение столбиком”. Костя отогнал всех, посторожил программу до звонка, но потом вынужден был уйти на химию.
На следующей неделе программа встречает его сообщением:
Вашей программе выпала честь быть зараженной всемирно
известным вирусом ЧЕСНОК!
Затем буквы разбегаются по экрану и под музыкальную какафонию снова собираются в фразы:
“Отойдите от моей программы!”
“Я буду жаловаться!”
“Гады!”
Костя задумался. Первое, что ему пришло в голову, — переименовать программы у своих обидчиков. Его хитрость без труда раскусили и, в назидание, добавили еще кое-каких премудростей в его программу. Тогда Костя попросил книгу по системному программированию. Я с легким сердцем дал ему книгу. Чеснок растет, совершенствуется. И вдруг слышу:
— Ой!
Меня удивило, что Костя, человек не хрупкого сложения, качок, как теперь принято говорить, сказал “ой”.
— Костя, зачем “ой”? — спросил я.
Последовали тихие восклицания:
— Ой, что это у меня?
— Почему тут ничего нет?
— Что это она мне ничего не показывает?
Подошел Саша Мартынцов, посмотрел, по-профессорски спокойно поставил диагноз:
— Ну правильно, ты же дискету сформатировал.
Оказывается, листая книгу, Костя наткнулся на команду FORMAT. Что это такое, он еще в своей жизни не знал и решил, что это — команда, которая меняет формат программы. Поскольку нечто подобное случилось и с его программой, Костя решил, что это именно то, что ему нужно. И когда система спросила его, действительно ли он хочет сформатировать диск, Костя не дрогнувшей рукой нажал клавишу подтверждения. И пока система форматировала диск с обучающими программами, отсчитывая проценты, Костя загадочно улыбался. К сожалению, я оторвался от подготовки экзаменационных вопросов только тогда, когда форматирование состоялось. А обучающие программы были теми домашними заданиями, которые нужно было защищать на экзамене.
— А их нельзя восстановить? — виновато улыбаясь, спросил Костя.
— Можно, — сказал я. — Но только вручную.
— Заново все набирать?! — ужаснулся он.
Он спрашивал совершенно искренне. Но толика торжества в его улыбке была.